Главная Представители Информация Фотоальбомы Продажа Ссылки Гостевая
 
КОРРЕКЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ СОБАК. Гриценко В.В.

Метод 6. Привыкание.

Привыканием называют снижение выраженности или отсутствие поведенческих реакций при повторяемых или продолжительно действующих раздражителях, которые не имеют серьезных последствий и не несут в данный момент сколько-нибудь важной информации для организма. Кстати, привыкание считается формой научения, которое иногда еще называют негативным научением.

Особенностью такой формы приобретения опыта является не освоение новых поведенческих реакций, а утрата или ослабление уже имеющихся. А биологическое значение заключается в том, что для выживания или улучшения условий существования животное должно уметь различать существенные (например, опасные) и несущественные для него раздражители и подавлять реакции на несущественные, а также правильно реагировать на полезные или опасные раздражители.

О привыкании чаще вспоминают, когда собака чего-нибудь боится, например автомобилей, поездов, громкого шума, других сильных и необычных раздражителей или продолжительно лает на звук шагов соседей по лестничной площадке. Знание свойств привыкания поможет вам вырастить хорошую собаку и не допустить ошибок, особенно в период со второго до четвертого месяца жизни, когда щенок всего боится.

Животное может привыкнуть к любым раздражающим воздействиям, с которыми ежедневно встречается (зрительным, слуховым, температурным, тактильным, вкусовым, запаховым и даже болевым) и не отвечать на них ориентировочной или оборонительной реакциями. Развитие привыкания характеризуется несколькими закономерностями, которыми можно пользоваться как правилами при использовании этого метода коррекции поведения:

  1. Повторяющиеся раздражители приводят к снижению величины исходной реакции (появление безразличия).
  2. Прекращение применения данных раздражителей приводит к постепенному восстановлению ответной реакции.
  3. Привыкание развивается быстрее и имеет большую прочность после повторяющихся серий применения раздражителей и прекращения их применения до восстановления ответной реакции.
  4. Скорость развития и степень выраженности привыкания находятся в прямой зависимости от частоты предъявления раздражителя.
  5. Привыкание наступает быстрее при меньшей силе раздражителя. Сильные раздражители могут либо совсем не вызывать привыкания, либо приводить к извращению реакции.
  6. Привыкание к одному раздражителю может облегчить его по отношению к другим близким по характеру раздражителям.
  7. Предъявление другого сильного раздражителя может приводить к отмене привыкания. Например, наказание собаки может привести к восстановлению боязни выстрела.

Однако и после выработки привыкания раздражитель продолжает восприниматься животным. В этом легко убедиться если несколько усилить или ослабить раздражитель, он сейчас же вызовет реакцию.



Привыкание очень близко к процессу угашения. Вполне вероятно, что в основе этих процессов лежат одни и те же физиологические механизмы, но пока термин привыкание употребляют в отношении врожденных реакций, угашение - приобретенных. При этом уместно привести еще одно определение: привыкание - это процесс постепенного ослабления врожденной реакции в результате повторных применений раздражителя, не сопровождаемых подкреплением. Одним из примеров привыкания может служить угашение ориентировочной реакции у животных на любое изменение окружающей среды.

Скорость образования привыкания и степень его выраженности зависит от специфичности раздражителя, его новизны, силы, состояния организма и предшествующего опыта животного. И если раздражитель болевой, незнакомый и достаточно сильный, начальная реакция может не перейти в исследовательскую, а завершиться оборонительной. Такое состояние обычно называют страхом или трусостью.

Считают, что степень новизны обратно пропорциональна следующим факторам:
  а) частоте появления похожих раздражителей;
  б) степени давности (имеется в виду время, прошедшее между появлением похожих раздражителей);
  в) степени сходства раздражителей.

Различают также новизну абсолютную (раздражитель никогда не встречался животному) и относительную (необычное сочетание знакомых животному раздражителей). Степень новизны зависит также от степени неожиданности раздражителя, которая определяется тем, насколько действующий раздражитель отличается от ожидаемого животным. Повторение же раздражителей приводит к снижению степени новизны и угашению ориентировочной реакции. Считается, что для возникновения ориентировочной реакции неожиданность имеет большее значение, чем семантическая новизна. Сильнейшую реакцию можно получить на хорошо знакомый раздражитель, неожиданно появившийся в обстановке, где его восприятие не прогнозировалось. Известно, что животные предпочитают раздражители умеренной интенсивности и избегают слишком сильных, новых и необычных. Чем непривычнее и сложнее обстановка, тем чаще проявляется неуверенность, робость и даже реакция избегания - нежелание животного находиться в данной обстановке, неповиновение, побег. Животное убегает до тех пор, пока ему не удается выйти из сферы действия раздражителя. Если же раздражитель не болевой и если убегать некуда, животное может постепенно привыкнуть к раздражителю. Оно перестает вызывать страх, оборонительное поведение ослабевает и сменяется исследовательским. И реакция бегства, возникающая в ответ на неожиданное появление незнакомого раздражите ля, при последующем повторном его предъявлении ослабевает гораздо быстрее возникающей одновременно ориентировочной реакции, хотя в дальнейшем прогрессивно снижается и последняя.

Предъявление животному какого-либо вызывающего страх раздражителя и лишение его возможности скрыться от этого раздражителя с целью выработки привыкания получило название "избыточного предъявления".

источник "Справочник - Коррекция поведения собак." автор Гриценко В.В., Москва "Компания Дельта М" 2002г.




|



При использовании материалов сайта ссылка на www.vs.irkcao.ru обязательна ! Copyright © 2007